Конференция фестиваля «Цветочный джем» 2019 3 марта 2019 года
С 1 по 3 марта в Аптекарском огороде конференция фестиваля «Цветочный джем»
Еще »
Выставка в МАРХИ «По белым волнам моей памяти» 11 февраля 2019 года
C 12 по 15 февраля выставка в МАРХИ «По белым волнам моей памяти»
Еще »
«Цветочный джем» 2018 20 сентября 2018 года
«Цветочный джем» с 30 августа по 9 сентября 2018 года в Москве
Еще »



Еще »

Искусство икебаны

Японская икебана издавна волнует европейских обывателей и профессиональных флористов. Есть что-то таинственное и притягательное в этом древнем восточном искусстве составления композиций из цветов и веток. Глубокие философские традиции в сочетании с отточенным мастерством и филигранной техникой рождают подлинные произведения искусства, в каждом из которых заключена целая поэма о жизни и смерти, любви и ненависти, нежности и бесстрашии. В отличии от многословной и пышной европейской аранжировки японская икебана сдержана и взвешена в каждом изгибе ветки, размере бутона, повороте листа. «Выразительность скупа, все лишнее безобразно», - учат мастера икебаны.

Время неумолимо движется вперед… И вот уже из храмового учения о постановке букетов, доступного только посвященным, икебана превратилась в целое направление современного искусства, позволяющее художнику создавать авангардные арт-объекты из стекла, металла, пластика. Сегодня существует 3 школы икебаны: Икенобо, Охара и Согецу. Каждая имеет свои традиции, историю и множество филиалов по всему миру. Титул главы школы передается по наследству.

Икенобо – самая старая, традиционная школа, берущая свое начало из середины 15 века. Ее основатель - Икэнобо Сэнкэй, священнослужитель Храма в Киото. Все композиции здесь подчинены глубокой философии и символизму. Мастера этой школы веками оттачивали правила и технику постановки веток, цветов, листьев, опытным путем подбирали оптимальную форму сосуда, длину ветки, размер цветка.

Вторая школа – Охара – возникла на рубеже 19 и 20-ого веков. Основатель школы, Унсин Охара, отходит от традиционных канонов и создает новый стиль – морибана (композиция в плоских вазах). Именно в то время произошло много изменений в японском обществе и экономике, требовавших своего отражения во всех сферах жизни. Женщины впервые были допущены к искусству икебаны, в Японию стали завозить экзотические цветы из разных частей света. Поэтому, вероятно, эту школу отличает большая лиричность и «природность» композиций с многообразием цветов и оттенков. Работы мастеров Охара наименее аскетичны, глубоко чувственны и наиболее из всех школ близки к европейским традициям.

Третья, самая молодая и авангардная, - это школа Согецу (дословно «луна и трава»), которая была основана Софу Тэсигахара в 1926 году. Он соединил в своих работах древние философские традиции с современными принципами колористики и использования пространства, придав таким образом новое звучание удивительному искусству икебана. Недаром именно эта школа стала наиболее популярной в наше время: минимальный набор правил при глубоком философском подтексте дает возможность каждому найти свой способ выражения через создание композиций икебана. Использование любых материалов, «выход» икебаны на улицы и в огромные залы, разнообразие форм сосудов – вот отличительные черты школы Согецу.

Для изучения искусства икебана не обязательно ехать в далекую Страну Восходящего Солнца. Школа Согецу представлена в Москве двумя филиалами с правом выдачи дипломов международного образца: это Московский филиал Школы Согецу и Филиал Школы Согецу в МАРХИ.

Филиал Согецу в МАРХИ изначально создавался как симбиоз искусства икебана и ландшафтной архитектуры. Директор филиала, Марина Антохина, тонко прочувствовала и приняла идеи Софу Тэсигахара, который открыл новое авангардное направление искусства икэбана как часть ландшафтной архитектуры. В связи с расширением учебной программы в 2003 году Школа Ландшафтного дизайна «Согэцу» была переименована в Высшую Школу Ландшафтной Архитектуры и Дизайна. Слушатели Школы помимо международного диплома Школы Согецу получают второе высшее образование по специальности «Ландшафтный дизайн».